"Юные туристы (для детей с нарушением слуха)"
«Все начинается с детства…» - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни.
Дети с ограниченными возможностями имеют такие же потребности, испытывают такие же эмоции, надежды, энтузиазм и соучастие, как любой другой человек. Надо постараться понять и узнать их как личность. Многие из них обладают скрытыми или нераскрытыми талантами.
Занимаясь в кружке, ребята не только закаливают организм и овладевают туристскими навыками, но и познают природу родного края, его историю, знакомятся с памятниками культуры. Все это помогает формировать у детей чувство патриотизма и способствует выработке активного отношения к окружающей жизни, адаптации глухих детей в обществе.
Учитывая особенности обучающихся, большую часть времени необходимо отводить практическим занятиям в учебном классе, на местности, используя принцип «Игра - обучение».
В период летних каникул при организации работы туристско-оздоровительных площадок образовательный процесс осуществляется, как правило, по закреплению тем основных разделов программы соответствующего года обучения или может осуществляться с переменным составом обучающихся по утвержденному плану.
Педагог
Пересада Евгения Анатольевна, т. +7(949) 354-96-25 (ГБОУ «ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №19», г. Донецк, Киевский р-он)
Содержание программы
Программа состоит из разделов, включающих первоначальные сведения о туризме, топографии, ориентировании на местности, по оказании помощи пострадавшему, экологии, краеведческой деятельности.
1.Краеведение (понятие о краеведении; Родной край; история родного края; историко-этнографические особенности региона; природа родного края; основы экологии).
2.Туристско-спортивная подготовка (туристский поход, экскурсия; Правила безопасности во время проведения походов, экскурсий; личное и групповое туристское снаряжение; топография и основы ориентирования на местности; оборудование стоянки, туристский быт; основные узлы и их применение; преодоление простейших природных и искусственных препятствий).
3.Физическая подготовка (общая и специальная физическая подготовка; спортивные игры).
4.Личная гигиена и первая помощь пострадавшему (правила санитарии и гигиены; первая помощь пострадавшему).
Цель программы
Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для оздоровления, самореализации, социальной адаптации глухих детей.
Возраст обучающихся и сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения (начальный этап подготовки, 324 часа в год (9 часов в неделю) для обучающихся в возрасте 14 - 16 лет.
Количественный состав кружка – 5 человек (в соответствии с учебным планом учреждения).
Режим занятий
Программа реализуется в течение всего учебного года, из расчета четыре раза в неделю по 2 часа, один день – 1 академический час.
Продолжительность одного часа занятий - 45 мин.
Занятия проходят в очном формате. При неблагоприятной обстановке, связанной с безопасностью жизни и здоровья обучающихся, программа реализуется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Результаты программы
Критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение программы по годам обучения, участие в мероприятиях, соревнованиях. Косвенными критериями (определение личностных и межличностых показателей) служат создание стабильного коллектива, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, социальная адаптация, воспитание физически развитых подростков.
В конце каждого учебного года проводится итоговое занятие, форму которого определяет педагог. Итоговое занятие может проходить с приобщением родителей (законных представителей) и общественности.
По окончанию освоения образовательной программы и результатам итоговой аттестации обучающимся выдается свидетельство о дополнительном образовании установленного образца.
Особые условия проведения
Отсутствие медицинских противопоказаний для занятий физической культурой.
Материально-техническое обеспечение
1.Снаряжение для походной деятельности (рюкзаки, палатки, спальные мешки, котелки, костровые принадлежности).
2.Специальное снаряжение для преодоления препятствий (страховочные системы, карабины, веревки).
3.Компаса.
4.Различные методические и учебные пособия, литература, учебные DVD – фильмы по соответствующим темам.